Проведение конференции: реклама или информирование?
Организация и проведение научной и (или) практической конференции, тематического семинара, симпозиума, круглого стола сопряжены с определёнными расходами. И тут у бухгалтера возникает вопрос: можно ли эти расходы учесть при расчёте налога на прибыль?По данному вопросу существует две позиции.
Первая позиция сформулирована в письмах Минфина России от 09.08.2013 № 03-03-06/1/32239, от 25.11.2013 № 03-03-06/1/50586. Хотя позиция выражена в отношении научных конференций в области медицины и фармакологии, она отражает общее видение ситуации министерством.
Минфин России считает проведение конференции или семинара рекламой. Обоснование – пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», согласно которому рекламой признаётся информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Расходы на рекламу признаются расходами для целей налогообложения на основании подпункта 28 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Отдельные виды рекламных расходов прямо указаны в пункте 4 статьи 264 НК РФ. Расходы на организацию и проведение конференции (семинара) к ним не относятся. Из этого делается вывод, что такие расходы, как расходы на иные виды рекламы, не указанные в абзацах 2–4 пункта 4 статьи 264 НК РФ, осуществлённые налогоплательщиком в течение отчётного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьёй 249 НК РФ.
Вторая позиция выработана судебной практикой. На сегодняшний день известны случаи, когда суды встают на сторону налогоплательщиков и принимают решения о том, что конференции (семинары) не являются рекламой, так как носят информационный характер. Поэтому затраты на такие мероприятия можно учесть в составе прочих расходов в полном объёме, а не в составе нормируемых рекламных расходов. Так, в постановлении ФАС Московского округа от 16.10.2012 по делу № А40-13384/2012 дана оценка следующим обстоятельствам.
По мнению налогового органа, в нарушение пункта 4 статьи 264 НК РФ налогоплательщик сверх установленного норматива учёл расходы на оплату услуг лекторов по договорам гражданско-правового характера, которые следовало признать нормируемыми рекламными расходами, что привело к занижению налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.
Как указал суд, признавая позицию налоговой инспекции неправомерной, налогоплательщик проводил научно-практические лекции и предоставлял лечащим врачам информацию о современных методах лечения заболеваний, новейших лекарственных препаратах и т.п. Данные мероприятия организовывались специализированными лечебными учреждениями, и целью их проведения являлось не рекламирование медицинских препаратов, а повышение профессионального уровня врачей для правильного применения современных методик лечения и новейших лекарственных средств, обмен передовым опытом. Лекции не могут быть квалифицированы как реклама, так как они носят справочно-информационный, аналитический, научный характер и не имеют в качестве основной цели продвижение товара на рынке; слушатели – лечащие врачи – не являются лицами, потребляющими и закупающими препараты налогоплательщика.
Аналогичные выводы судов представлены в постановлениях Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2011 № 09АП-32031/2010 и от 10.10.2013 № 09АП-30657/2013.
Таким образом, существует два варианта трактовки расходов на проведение конференций (семинаров). При этом, по нашему мнению, есть реальная возможность в споре с налоговым органом отстоять право на признание расходов на проведение данных мероприятий в налоговом учёте в полном объёме.
Ведущий аудитор ООО «ТаксМастер: Аудит»
Яна Устинова
Газета «Строительные ведомости», октябрь 2019