Уклонение от уплаты налогов: было 5 и 15, стало 15 и 45

Федеральным законом от 01.04.2020 № 73-ФЗ, в тот же день опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), внесены позитивные изменения в печально известную в бизнес-сообществе статью 199 Уголовного кодекса РФ «Уклонение от уплаты налогов». По истечении 10 дней данные изменения вступят в силу.

Суть изменений в том, что с 5 до 15 млн рублей увеличился «обычный» крупный размер, и с 15 до 45 млн – особо крупный размер противоправного уклонения.

Что это значит на практике? Теперь сумма уклонения в «промежутке» от 15 до 45 млн рублей (крупный размер) будет квалифицироваться как преступление небольшой тяжести, а свыше 45 млн рублей (особо крупный) – как тяжкое преступление.

В свою очередь, от тяжести преступления зависят сроки давности привлечения к уголовной ответственности. Это два года после совершения преступления небольшой тяжести и 10 лет после совершения тяжкого преступления.

Уголовный закон, улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу. Проще говоря, «согрешил» по прежнему закону, а судим (или вообще не судим) будешь по вновь принятому.

Иными словами, те предприниматели, которые сейчас подвергаются уголовному преследованию (независимо от стадии уголовного дела, включая рассмотрение в суде), при условии, что вменяемая им недоимка не превышает 45 млн. рублей, «соскакивают» с части второй на часть первую статьи 199 УК РФ, то есть с тяжкого преступления на преступление небольшой тяжести. И в абсолютном большинстве «сегодняшних» случаев двухлетний срок давности уже истечёт, что означает освобождение от уголовной ответственности.

Кроме того, в обозримом будущем налоговики лишатся того рычага воздействия на руководителей организаций, каким были полиция и следственный комитет в случае превышения даже предполагаемой налоговой недоимки в размере 15 млн. рублей.

Вместе с тем, смягчение уголовной политики вовсе не означает отказ государства от предусмотренных Налоговым кодексом и Законом о банкротстве мер взыскания и воздействия, включая «личную» субсидиарную ответственность контролирующих налогоплательщика-должника лиц.

Адвокат, партнёр компании TAXMASTER 

Константин Дмитриевцев

Все статьи